Продолжение про новый интерфейс Mail.Ru

Сегодня в течение дня игрался с тестовым сервером pro.Mail.Ru. После того, как утихли восторги появилась куча претензий. Даже если оставить в стороне технические недоработки типа неработоспособности под Opera 8 (никто и не обещал), какими-то непонятными глюками с drag-n-drop, остается множество мелких неудобств.

Большая часть претензий относится, собственно, к usability интерфейса. Такое ощущение, что разработчикам, наконец, дали заранее зеленый свет на любые эксперименты и они оттянулись по полной программе.

Интерфейс пытается копировать некий усредненный почтовый клиент, со стандартной разбивкой на три части экрана. Для большинства настольных приложений это стандартная настройка, только вот нужно-ли использовать ее в веб-приложениях? Большинство пользователей отдают себе отчет, с какой программой и в какой среде они работают. Поэтому использование клавиатурных комбинаций и правой кнопки мыши, очевидные при работе с настольным почтовым клиентом, совершенно неочевидны при работе с веб-интерфейсом.

Самый яркий пример — удаление писем. В настольном клиенте для удаления письма ожидаешь правильной реакции на нажатие клавиши «Del» на выделенном письме или правой кнопки мыши и контекстного меню, или, даже, перетаскивания в корзину. Такие-же ожидания для отмечания нескольких писем (комбинации Ctrl-A, Ctrl+левая кнопка мыши). Положа руку на сердце — вы ожидаете подобных реакций от браузера? Комбинация чекбоксов + чекбокс «отметить все» и кнопки типа «удалить», «переместить» гораздо привычнее. И, что немаловажно, проще. 1-2 клика и все. Что вы ожидаете, работая с браузером, от клика правой кнопкой мыши? Лично я — вовсе не контекстного меню для работы с письмом, а обычного меню с навигацией, печатью и т.д.

Список писем теперь не разбивается на страницы, а идет целым списком. Все это замечательно, когда в папке немного писем. Однако, стоит отвлечься от почтового ящика на пару дней и он наполнится разной шнягой типа оповещений об ответе в форумах, блогах и т.д. Которую через 3 дня уже и смотреть неинтересно. Если список писем разбит на страницы по 20-50 писем на каждой, удалять их можно пачками. Когда письма идут сплошной лентой — придется отмечать первое, листать вниз, давить Shift, отмечать последнее. При этом скроллинг вниз работает совершенно не так шустро, как на локальной машине — заголовки писем подгружаются по мере листания. Ничего, кроме раздражения не вызывает.

Короче говоря — вебу надо оставить вебово. Не надо заставлять пользователей осваивать и discover новые фишки — они за почтой пришли. Им ее читать надо быстро и удобно, а не восхищаться тонкостями технологии, о которой большинство и знает и знать не собирается.

У действующего интерфейса mail.ru куча недоработок, на которые стоило-бы направить усилия, не напрягаясь копированием функционала настольного приложения. То же удаление писем. Ситуация: открываете утром почтовый ящик, видите 10 писем. Лично я начинаю смотреть с того, которое раньше всех пришло. Посмотрел, удаляю. Угадайте, какое письмо я ожидаю увидеть следующим и что показывает mail.ru. Да и просто при просмотре писем навигация «следующее» и «предыдущее» не совсем ясна: «следующее» — это то, что пришло раньше, или то, что пришло позже? Ну и куча всего, где можно было бы аккуратненько внедрить модную технологию ajax, не затрагивая основного функционала. Достаточно просто глядя на нынешний интерфейс задать себе вопрос «где тут лишние рефреши страниц? Можно-ли от них избавиться?». Впрочем. тогда резко упадет количество показов рекламных баннеров.

Началось тестирование нового интерфейса Почта@Mail.Ru

В свое время зарегистрировался, как желающий тестировать новый интерфейс почты@mail.ru. И вот сегодня свалилось письмо:

Уважаемый пользователь!

Мы признательны Вам за то, что Вы зарегистрировались в качестве
бета-тестера новой почты Mail.Ru. Не сомневаемся, что вместе мы
сделаем наш сервис стабильным и удобным для всех пользователей.

Тестовый вариант Почты сейчас доступен по адресу:
http://pro.mail.ru

Для входа в Почту достаточно ввести логин и пароль от Вашего ящика
на Mail.Ru.

Мы будем рады любым замечания и предложениям по работе нового сервиса.
Для того, чтобы отправить их нам, кликните на ссылку «Отзывы о почте»
на нижней синей полоске и заполните предложенную форму (она также
доступна по адресу: http://pro.mail.ru/cgi-bin/ajax_feedback). Все
сообщения будут внимательно изучены и учтены в дальнейшем.

Обращаем Ваше внимание на то, что пока Почта рассчитана на работу
только в браузерах Microsoft Internet Explorer 6.0 и Mozilla FireFox
1.5 (и более новых их версиях).

С уважением,
разработчики почты Mail.Ru

Интерфейс супер! Мне очень понравися. Под Opera 8.0, то-ли не работает, то-ли я не дождался загрузки. Под Firefox пока все отлично. Жаль, что у меня в мейлрушном ящике так мало писем…

Две проблемы Google

Этот пост написан под впечатлением заметок Tigger’а. Я долго раздумывал то ли длинный комментарий написать, то ли короткий пост у себя в блоге… Короче говоря, начинать читать здесь.

Первая проблема Google — общая для всех поисковых машин. В настоящее время нет технологии, принципиально улучшающей релевантность поиска и устойчивость к поисковому спаму. Все точно так же предпринимаются попытки анализировать содержимое страницы на основе частотности слов, по тем или иным признакам определить тематику ресурса в целом и подсчет количества внешних ссылок. Не сильно помогут улучшить поиск и «метки» (tags) — такие службы как scootle.org или del.icio.us вполне реально заспамить. Поэтому развитие поисковых машин идет пока по экстенсивному пути — добавляются поиски по RSS лентам, pdf-документам, документам на рабочем столе, в корзине и т.д. Но в основе лежит все тот же метод поиска слов и словоформ.

Вторая проблема — Google очень большая компания, чей бизнес весьма зыбок. Все что у нее есть за душой это поисковая система и объявления контекстной рекламы Adsense/Adwords. Любые другие продукты лишь приложение к одному из этих двух продуктов. Наиболее сильный конкурент, Microsoft, плотно окопался на компьютерах пользователей и, в первую очередь, прибыль получает от продажи своих программных продуктов. Сдвинуть этого компьютерного гиганта с настольных компьютеров, в настоящее время, весьма проблематично. Зато у Microsoft вполне хватит и денег и интеллектуальных ресурсов для наступления на бизнес Google. В первую очередь на поисковую машину, а затем и на систему контекстной рекламы. Google отступать некуда, она вкладывается в любые, более-менее перспективные разработки. Тут и web-почта, и настольные приложения, теперь вот пытается вынести электронные таблицы с компьютеров пользователей в Сеть. Видимо, это попытка, в перспективе, нанести ассиметричный удар — заставить людей отказаться от одного из самых прибыльных направлений Microsoft, пакета Office и, тем самым немного пошатнуть конкурента. Ведь стоит начать уменьшаться популярности поисковика Google (а у MSN Search есть все шансы его пододвинуть), весь остальной бизнес Google посыплется как карточный домик.

Поисковик WebAlta — ужас летящий на крыльях ночи

Сервер, на котором расположено несколько моих сайтов, не очень мощный. Вот уже несколько недель наблюдаю, как по ночам приходит бот поисковика WebAlta и с невероятной жадностью запрашивает все страницы сайтов подряд, довольно сильно нагружая сервер. Причем если звезды встают так, что в пареллеле с ним приходят еще и Google с Яндексом, то у сервера явно начинает не хватать ресурсов. Прямо DDOS (кто не знает, смотрите в Яндексе что такое «атака отказ в обслуживании») какой-то. Яндекс и Google вкупе с парой десятков параллельных посетителей работают вполне прилично и ТАК сервер не грузят.

Такое ощущение, что Webalta обходит сервера, сортируя их по IP-адресам, соответственно начинает запрашивать документы сразу со всех моих доменов. Может я не прав, но других идей на эту тему нет.

Самое неприятное, что посетители с Яндекса и Google приходят, а вот с Webalta еще никто ни разу не пришел. Запретить, чтоль этой Webalt’е индексацию моих сайтов?

Реклама — двигатель интернета?

Эволюция рекламы в интернете, естественно, неотъемлема от эволюции различных медийных технологий. Старая добрая баннерная реклама, раздражавшая раньше безмерно, ныне примелькалась и стала практически родной. Различные плавающие по странице flash-баннеры ныне являются главным раздражителем. Еще пару лет назад казалось, что контекстные объявления Бегуна, AdSense — вот отличная и нераздражающая альтернатива. Фигня. Читать далее Реклама — двигатель интернета?